Киноклуб: «Побег из Шоушенка»

2021-02-15
В понедельник 15 февраля участники киноклуба посмотрели и обсудили фильм режиссера Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка» (США, 1994). Во время разговора было затронуто несколько тем:

1. Вопреки распространенному мнению об этом фильме как истории о надежде на свободу, которая не умирает даже в чудовищных обстоятельствах насилия и беззакония, участники попробовали посмотреть на фильм как на рассказ о «бегстве от свободы», «встроенности в систему» и «тюремном человеке» в качестве метафоры нашей жизни. Не обязательно быть за решеткой физически, чтобы оказаться внутри «серых стен». Человек в повседневной жизни вписан в ту или иную систему: работа, учеба, общественная деятельность. Само по себе это не обязательно плохо, но если этим исчерпывается жизнь человека, то появляется опасность оказаться заключенным в стены «из серого камня». Можно пытаться облагородить их хорошими увлечениями, спортом, хобби, интересными проектами, но все равно ты остаешься внутри них. Кроме того, такое облагораживание – само по себе есть форма еще более тонкого закабаления, поскольку человек находится в иллюзии, что живет той самой свободной жизнью, о которой мечтает. Единственный выход – не прекращать поиски чего-то принципиально иного, чтобы по-настоящему вырваться на свободу.

Главный герой фильма, Энди Дюфрейн – бывший вице-президент банка, умный, честный, хорошо образованный, культурный человек – попадает в тюрьму, будучи до конца не уверен в своей вине и невиновности. Обычно он описывается как герой, в котором постоянно горит надежда на освобождение, но на самом деле он тоже постепенно оказывается встроенным в систему – через успех у заключенных и тюремных властей (очень скоро Энди оказывается главным и единственным финансистом, ведущим все незаконные денежные операции начальника тюрьмы), который приходит к нему благодаря его уму, образованию и характеру. Но Энди вовремя опомнился и решил из тюрьмы бежать. Конечно, в фильме, показано и физическое освобождение героя, и обретение внутренней свободы. На примере Энди Дюфрейна и его тюремного друга Рэда иллюстрируются две кардинальные сотериологические «стратегии»: освобождение (когда человек познанием или трудом освобождает себя сам – таков Энди) и спасение (когда человек уже настолько погряз в «системе», что лишь другой способен поддержать его на свободе, не дать свести счеты с жизнью – таков Рэд, спасителем для которого стал Энди). О внутреннем освобождении в фильме говорится все же в духе индивидуалистическом (хотя Энди и спасает Рэда) и обскурантистском (свобода – это отсутствие памяти о тюрьме: Энди отправляется к Тихому океану, «у которого нет памяти») – не все участники разговора были согласны, что это единственное представление о «мире свободы», но обсуждение данной темы не получило дальнейшего развития.

2. Однако дорога к свободе непростая. Опомниться от вовлеченности в незаконные махинации и жестко контролируемую тюремными властями благотворительность (заботу о тюремной библиотеке), с помощью которой эти власти его же и шантажировали, Энди помогло осознание, что человеческие отношения, которые он пытался построить со «злом» (персонифицированным в лице начальника тюрьмы и его «правой руки», садиста-надзирателя), невозможны: «серые стены» скрывают истинное лицо лишь покуда ты не стремишься их покинуть и существуешь на их условиях. В связи с этим для участников киноклуба встал вопрос о том, можно ли идти на компромисс со злом?

3. Участники также поднимали вопрос о «духовном взрослении» Энди. Если бы не было этих 19 лет в Шоушенке, Энди так бы и не понял ничего о себе (в тюрьме о нем отзываются, как о высокомерном человеке) и о том, что жил он эгоистично – оказывается, что жена Энди очень страдала от его замкнутости, жаловалась, что он «как закрытая книга», Энди не умел отдать ей свою любовь. В тюрьме, незадолго до побега, Энди понял, что это он «убил» жену, хотя и не нажимал на курок.

4. В тюрьме Энди, будучи талантливым человеком, творчески созидал пространство вокруг себя, был своеобразным «дарителем свободы»: через угощение «коллег»-заключенных холодным пивом, обучение молодого заключенного Томми, создание библиотеки и приобщение заключенных к литературе и музыке. Но во время обсуждения был поставлен вопрос, насколько альтруистически поступал Энди, делая в тюрьме что-то для других, или он действовал, исходя из принципов «разумного эгоизма»? Рэд, которого можно считать голосом рассказчика в фильме, прямо говорит, что Энди делал все то из свойственного всем заключенным стремления занять чем-то мысли, иметь хобби, которое позволяло бы коротать время. Мнения участников разделились. Был поставлен вопрос о смешанности и сложности наших реальных мотивов и о принципиальной возможности альтруизма.

Участники киноклуба договорились поискать примеры фильмов об альтруизме для следующей встречи. Следующий киноклуб запланирован на середину марта.